В статье мы рассмотрим программы дополнительного профессионального образования (ДПО) на примере повышения квалификации. Однако материал также относится и к переподготовке.
Содержание
Понятие
Под программами понимают план обучения. Он содержит перечень предметов и количество часов на преподавание в рамках курса.
Компетентностный подход
Понятие «Компетенция» ввел Федеральный закон «Об образовании…». В рамках статьи рассмотрим, зачем нам нужен этот термин.
Если для вас работодатель сам определил, на какие курсы вас направить, то, вы проходите эти курсы.
Однако если вы сами выбираете в добровольном порядке курсы повышения квалификации, то следует учитывать, что такое компетенция. Почему? Потому что:
— государственную аккредитацию дополнительных образовательных программ отменили, то есть, нет государственной оценки соответствия требованиям,
— и вам придется самостоятельно соотносить компетенции, которые вы получите по итогам курсов с требованиями к профессии.
Как это сделать?
Определимся с понятием.
Согласно закону (ч.4 ст. 76 ФЗ «Об образовании»), компетенция означает результат обучения работника. Это те новые знания, которые вы получите после обучения.
Сейчас компетентностный подход так или иначе учитывается образовательными центрами. Чтобы понять, какие компетенции получите вы после курсов, ознакомьтесь с планом обучения.
Сейчас понятие «Компетенция» увязывают с характеристиками квалификации. Поэтому рекомендуется обращаться к специальным справочникам. Они содержат целые перечни требований к специальностям.
Если вы самостоятельно подбираете себе подходящую программу обучения, то:
- обращайте внимание на название специализации, которая указана в вашем удостоверении о прохождении учебы;
- найдите эту специализацию в Едином квалификационном справочнике;
- загляните в описание компетенций (Раздел «Должен знать»);
- сравните, соответствуют ли предметы примерным требованиям к компетенции.
Стандарты и требования
Закон «Об образовании» установил требования о соответствии программы дополнительного профессионального образования.
Они должны разрабатываться на основе:
- квалификационных требований. Они находятся в специальных справочниках.
- профессиональных стандартов. По ним есть ведомственные Приказы Министерств.
- федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Государственная аккредитация
Программы дополнительного профессионального образования не аккредитовываются. Эту процедуру отменили.
Лицензирование
Сама обучающая программа не лицензируется. Организация получает лицензию на образовательную деятельность.
Эта процедура обязательна для всех учреждений, где занимаются повышением квалификации кадров. То же касается и переподготовки.
Как определяется содержание программ. Структура
Содержание и структуру определяет сама образовательная организация в рамках требований. По ряду профессий и компетенциям есть типовые программы повышения квалификации.
Что входит в структуру:
- цель;
- планируемые результаты;
- учебный план;
- календарный график;
- рабочие программы предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- иное.
Объем
Зависит от целей обучения. Законом предусмотрен минимальный предел по количеству академических часов:
- для повышения квалификации 16 часов;
- для переподготовки 250 часов.
Поэтому и объем программ будет не меньше установленного количества часов. Максимальное количество часов закон не установил.
Основная и примерные типовые программы повышения квалификации
Закон «Об образовании» ввел данные понятия для некоторых случаев, но не для всех.
Чтобы вы не путались, предупредим, что для обучающегося на курсах повышения квалификации (или переподготовки) нет смысла выяснять, в чем суть этих понятий. Задача – ознакомиться с содержанием конкретного плана обучения. Вдаваться в подробности о том, разрабатывалась ли программа курсов по основной или типовой не нужно.
Поясним, почему. Для ряда ведомств установлены основные и типовые программы дополнительного образования. От них отталкиваются разработчики курсов.
Приведем пример. Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются Министерством Транспорта РФ.
Виды
Чтобы сориентироваться в программах обучения ДПО, выделяют следующие.
По видам профессий самые востребованные программы:
- для учителей;
- для медиков и фармацевтов;
- для госслужащих;
- для военных;
- для бухгалтеров.
По форме:
- обычная;
- сетевая (когда в обучении задействуют несколько компетентных организаций).
Итак, программа ДПО – это план обучения. Она должна соответствовать минимальным требованиям по объему. Содержание определяют на основе квалификационных требований и стандартов. При самостоятельном подборе программы используйте изложенные выше рекомендации.